ХРАМ СВ.БЛЖ. КСЕНИИ И ЕГО СВЯТЫНИ

Архитектура и внутреннее убранство
Архитектура
Автор архитектурно-художественной концепции храма – засл. художник РФ, Лауреат Государственной Премии РСФСР в области архитектуры, профессор Санк-Петербургского государственного унивеситета и Академии художеств И. Г. Уралов. Архитектура храма соединила традиции древнерусского зодчества и русской церковной архитектуры конца XIX – начала XX века, для которой характерно сочетание лаконичности, обобщенности крупных архитектурных форм с выразительностью немногочисленных деталей: крестообразных гранитных порталов, мозаичных панно с образами Спасителя, Богородицы, святой блаженной Ксении и изображением Процветшего Креста, необычной формы оконных заполнений, изысканным открытием купола и конхи.
Внутреннее убранство
Внутреннее пространство храма представляет собой цельную, продуманную, гармоничную композицию, которая сложилась по милости Божией трудами и усилиями строителей, отделочников, благодетелей и жертвователей.
Резной иконостас в византийском стиле выполнен из белёного дуба (фирма «Вуд-Проект», мастера Н.Б. Лихтенфельд, С.А. Бобров, Г.В. Морозов).

Иконы иконостаса выполнены в традициях холуйской иконописной школы.
Холуй – известный с конца ХУII века в России иконописный центр, носитель Троице-Сергиева стиля иконописи. Холуйская иконопись развивалась на основе византийских традиций. В течение нескольких веков сложился особый неповторимый стиль. Холуйские иконы славились и расходились по всей Руси. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в том числе, в Москве и Санкт-Петербурге (Успенский Собор Московского Кремля, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге). Холуй получал заказы на иконы из-за границы: Болгарии, Македонии и Сербии. Холуйские иконописцы используют традиции иконописного письма темперными красками, разведенными на яичной эмульсии, старинный способ наложения красок плавями, пришедший на Русь с традициями византийского искусства.

Автор иконописных образов иконостаса - художник Холуйской художественной фабрики Тамара Белова, член Союза художников России. Тамара Белова закончила Холуйскую художественную профессионально-техническую школу, училась у таких мастеров, как Печкин М. Б., Седов В. Н., Гурылёв В. М. Начинала творческий путь с создания лаковых миниатюр в традиционной для Холуя классической манере. Кисти Тамары Беловой принадлежат также замечательные портреты, среди которых портрет Патриарха Кирилла, Патриарха Алексия II. Последние десятилетия Тамара Белова посвятила иконописи. Она выполняет как миниатюрные иконы, так и крупные монументальные образы. (У мастера нет стилевых предпочтений, в её исполнении одинаково совершенно получаются иконы классического стиля и "фряжского письма", отличающегося внешней достоверностью в передаче материального мира).

Хорос
Главный светильник храма – хорос (что по-гречески означает венчик, венец) с паникадилом внутри.

Хорос - самый древний вид храмовых светильников, устроен в виде большого четырехметрового кольца, на котором помещены лампады и иконы. Хорос имеет 86 свечей – ламп, которые будут освещают храм в дни торжественных богослужений. Он изготовлен специалистами мастерской «Зеленый луч» города Сергиев Посад. По окружности хороса помещены двенадцать икон святых целителей - ходатаев пред Господом за недугующих и страждущих. Они просияли пред Богом своими подвигами в уврачевании душ и телес болящих. Нас встретят лики святых: апостола Иоанна Богослова, святого великомученика целителя Пантелеимона, бессребреников Космы, Дамиана, преподобного Агапита Печерского, святых мучеников Аникиты, Фотия, Трифона, Антипы, Ермолая, святых целителей Диомида и Кира.

Собрав этих святых по ободу церковного светильника, Церковь подает входящему для размышления мысль о том, что для Бога нет проблемы исцелить человека, но укрепление веры и жизнь по ней – важнейшее условие, при котором врач добьется успеха. Медицинские средства дадут желаемый результат.

Святыни храма
Икона Божией Матери «Всецарица» - написана на Святой Горе Афон и освящена на образе Богородицы в Ватопедском монастыре. Образ сооружен на пожертвования прихожан и меценатов Санкт-Петербурга в 2010 году для домовой цер­кви-часовни больницы.
Икона изображает Богоматерь в красной порфире, восседающую вместе с Младенцем на царском троне (символ высшей власти). Благославляющий Младенец на левой руке Божией Матери. Богомладенцу предстоят архангелы. Один из них простирает руки, другой сложил их крестообразно на груди.
Богоматерь на этой иконе - милостивая Царица и Госпожа всего рода христианского.
В России списки с иконы Божией Матери «Всецарица» появились сравнительно недавно. Сама чудотворная икона XVII столетия находится в афонском Ватопедском монастыре. Когда люди стали замечать, что перед иконой чудесным образом исцеляются от рака, был сделан в 1993 году первый список для Греции. Слухи об исцелениях, разумеется, мгновенно дошли и до России. Появились бумажные иконки-открытки, но их было так мало, а беда была так велика, что возникла острая потребность в самой иконе. Иноки монастыря, выполняя просьбу русских верующих, написали список с чудотворной иконы, который и прибыл в Россию на самолете заказным рейсом. Произошло это в 1996 году. Подтверждение, что икона чудотворная, произошло буквально впервые месяцы её пребывания в Москве. Икона начала источать благодатное миро на праздник Рождества Божией Матери, а затем и на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.



Частица мощей и икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

20 июня 2017 года за Божественной Литургией в храме передана в дар икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей святого.

Частица мощей передана Высокопреосвященнейшим Лазарем, Митрополитом Симферопольским и Крымским. Образ святого целителя выполнен в иконописной мастерской Александро-Невской Лавры Дмитрием Мироненко.

Святые, подвизавшиеся в разные эпохи, в разных странах, а также на совершенно различных поприщах, чудесным образом встретились в нашем храме, чтобы незримо присутствовать на каждом богослужении и вдохновлять на новые духовные подвиги.
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского, освященная на Его святых мощах – дар семейства Никулиных и Настоятеля храма.
  • Икона апостола Андрея Первозванного – дар прихожанина Андрея Романова
  • Икона великомученика Георгия Победоносца - дар Губернатора Санкт-Петербурга
  • Образ преподобного страстотерпца врача Евгения Боткина от духовника Сестричества и сестер милосердия.
  • Икона апостола Иоанна Богослова – икона написана В. Е. Цыбиным в память трагически погибшего алтарника храма Феодора Лешенка, который при жизни желал устроить образ Апостола Любви для храма, но сделать это не успел.
  • Икона Рождества Иоанна Предтечи – дар храму алтарника храма Феодора Лешенка (+7 августа 2018 г.)
Роспись плафонов, выполненная художником Светланой Кобышевой. На росписи - Евангельские сюжеты исцелений.
6 февраля 2022 года к Престольному празднику Господь благословил закончить роспись купола.
Живописная композиция открывает нам фрагмент Небесной иерархии Царствия Божия. На скуфье купола – херувимы и серафимы, расположившиеся вокруг креста. По барабану в простенках – величественные фигуры четырех архангелов. Напоминая нам о небесном, горнем мире, вся композиция располагается на сине-голубом фоне.
Средства на роспись поступили от благотворителей, тех людей и прихожан, которые имеют сердечное желание благоукрасить свой любимый храм. Саму работу выполнила художница Светлана Глебовна Кобышева-Кузьмина. Опытный мастер-живописец, она родилась в 1968 году, обучалась во Всероссийской Академии Художеств с 1988 года по 1999. Кроме многих светских работ, представленных на выставках, из-под её рук по благословению Божию вышли мозаики храма святой блаженной Ксении Петербургской 40-й больницы и два панно внутри храм на круглых окнах.
Работа на куполе стала продолжением программы благоукрашения внутреннего пространства. Этот план включает роспись алтаря и хоров. Эскизные проекты готовы, верим, что Господь благословит тех благотворителей, которые помогут больничному храму в этом богоугодном деле.
Архангел Уриил. Фрагмент росписи барабана.
Архангел Уриил. Фрагмент росписи барабана.
Испокон веков храмы на Руси строили «всем миром». Так и в возведении нашего храма приняли участие многие люди и организации - от этапа его проектирования и строительства до устроения внутреннего пространства. Они вложили материальные средства, участвовали делом, своим опытом, но, пожалуй, самое главное – вложили свое сердечное участие и любовь. От этого храм стал так любим прихожанами, сотрудниками и пациентами Больницы.

Каждому из нас предоставляется возможность принять участие – и молитвенно, и материально в благоукрашении храма. Любая лепта, даже самая незначительная, будет благодарно принята.