ТАИНСТВА
Святая Православная церковь содержит семь таинств:

  • Крещение
  • Миропомазание
  • Покаяние (Исповедь)
  • Причащение
  • Венчание
  • Священство
  • Елеосвящение (Соборование)
Когда святая церковь учит о благодатных дарах, то подразумевает сам Дар жизни, непрестанным потоком изливающийся от Бога к человеку. Для того чтобы питать жизненные силы человека, необходимо постоянное общение с Богом – Источником Жизни. В силу сказанного, таинства, как заповеданные Самим Богом средства общения с Ним, приобретают первостепенное значение. Жизнь совершенная, благодатная, преизбыточествующая возможна только в Церкви, где совершаются эти святые Таинства.

1
Таинство Крещения
Таинство Крещения – такое священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святаго духа – омывается от первородного греха, возрождается благодатию Святого духа в новую духовную жизнь (духовно рождается) и становится членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова.

Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).
Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», - сказал Сам Господь (Ин. 3, 5).
Для принятия крещения необходимы вера и покаяние.

Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников (крестных). Восприемники поручаются перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников.
Так как Крещение – духовное рождение, а родится человек однажды, то и Таинство Крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 4)
Прежде совершения Таинства Крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной Церкви. Если в документах у человека искаженное или сокращенное православное имя, то крестят с именем святого. Документы исправлять не надо.

Святое Таинство Крещения совершается в храме святых апостолов Петра и Павла по субботам и воскресеньям, после литургии в 12:30 (если нет каких-либо крупных праздников).

Назначается крещение по предварительной записи.

Взрослые крещаемые (более 18 лет) крестятся после предварительной беседы со священником. Крестные (восприемники) для них не нужны.
Для младенцев и отроков желательны крестные отец и мать (восприемники), причем для мальчиков определяющее значение имеет крестный отец, а для девочек – крестная мать.
В исключительном случае крещение может совершаться и без одного из восприемников.
В нашем храме допускается присутствовать при крещении всем родственникам и близким. У всех должны быть нательные кресты. Все женщины, присутствующие на крещении, должны быть в юбках или платьях, а матери крещаемых детей не красят губы.

Для чина крещения нужны:
  • Крестик на цепочке или веревочке, который освящается по ходу крещения.
  • Полотенце или пеленка для крещаемого и полотенце для священника.
Все, кроме полотенца, можно приобрести в нашем храме.

Крестные, родители или взрослые крещаемые (по усмотрению священника) в чине крещения читают «Символ веры»,по предложенному тексту или по своему.

В храме святых апостолов Петра и Павла разрешается кино- и фотосъемка после получения благословения и короткого инструктажа.

Крещение по внешней форме есть церковное богослужение и поэтому все пришедшие в храм должны ощущать себя молитвенными участниками этой церковной службы со всеми вытекающими последствиями.
Матери до исполнения сорокового дня после родов во время службы остаются в притворе. В том случае, если 40-й день уже исполнился, им прочитывается соответствующая молитва.
По ходу чинопоследования крещения есть необходимость дважды помазывать кисточкой елеем и святым миром лицо, шею (грудь), руки и ноги, стопы (или колени). В силу этого женщинам необходимо заранее в специальном месте снять колготки и, если есть желание, надеть носки или гольфы.
Учитывая сложную духовно-религиозную обстановку в стране в годы советской власти, некоторые люди не вполне уверены в факте своего крещения во младенчестве. Такая проблема решается в беседе со священником, но в итоге, решая ее, сам христианин должен точно знать, что он является крещеным. Священник, получив ответы на вопросы, принимает в каждом отдельно взятом случае решение.
2
Таинство Миропомазания
Миропомазание – Таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа.
Первоначально святые апостолы Таинство Миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А потом, в конце I века, Таинство Миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру Ветхозаветной Церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это Таинство через возложение рук.

Святым миром называется особенным образом приготовленный и освящены состав из благовонных веществ и елея. Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники – епископы (архиереи). И теперь освящать святое миро могут только епископы. Через помазание освященным миром по поручению епископов могу совершать Таинство Миропомазания и пресвитеры (священники).

При совершении Таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: чело, или лоб (для освящения ума), глаза, ноздри, уши, рот (для освящения чувств), грудь (для освящения сердца), руки и ноги (для освящения дел и всего поведения), с произнесением слов: «печать дара Духа Святого, аминь».

Таинство Миропомазания совершается над человеком при его крещении.
3
Таинство Покаяния
Покаяние – Таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Ииисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20. 22-23). Еще Иоанн Креститель, подготавливая людей к принятию Спасителя, проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов. И креститлись от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1. 4-5).

Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19. 18)

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное их исповедание, твердое намерение исправит свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

В некоторых случаях на кающегося налагается «епитимия» (греч. «запрещение»), состоящая из благочестивых дел и некоторых ограничений, направленных к преодолению греховных навыков (чтение особых молитв, выполнение поклонов и проч.)

Священник, видя чистосердечное раскаяние человека, возлагает конец епитрахили (особая часть облачения священника) на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа и осеняя его крестным знамением. Поцеловав Крест и Евангелие, исповедавшийся отходит с успокоенной совестью и молит Господа удостоить его причаститься Святых Таин.

4
Таинство Причащения
Причащение – Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и становится причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причащения установил сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной Вечери, накануне своих страданий и смерти. Он сам совершил это Таинство: «Взяв хлеб и благодарив (бога Отца за все его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: примите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лк. 22. 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

Так Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание.

В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пит Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемом литургией, во время которой хлеб и вино силой и действием Святого Духа прелагаются, или присуществляются, в Истинное Тело и в Истинную Кровь Христову. Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, глава которого – Сам Христос.

Первые христиане причащались каждый воскресный день.

Таинство Святого Причащения по-гречески называется евхаристией, то значит «благодарение».

На литургии, во время которой совершается Таинство Причащения, все исповедавшиеся повторяют за священником молитву перед причащением и делают земной поклон, а потом благоговейно подходят к Святой Чаше и причащаются Святых Таин, вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. После причащения, кроме благодарения, возносимого за литургией, от лица причастников читаются также особые благодарственные молитвы. Больных же священник исповедует и причащает в их домах.

В нашем храме принято приступать к Святому Причастию по возможности регулярно. Христианин принимает в этом таинстве Тело и Кровь Господа и тем самым удостаивается дара жизни.

Значение таинства переоценить нельзя, в идеале необходимо всю свою сознательную жизнь готовиться к встрече с Самим Господом. Каждый раз покидая храм, надо представлять, когда будет следующее причастие, чтобы готовиться к нему.

Молитвенно готовиться к причастию можно несколько дней подряд. В один день прочесть каноны, в другой – последование ко Святому Причастию. Соблюдая пост в среду и пятницу мы в итоге готовы к принятию Святых Таинств всегда.

Некоторые унывают от того, что не достойны часто причащаться, но это не так. Мы не достойны и раз в жизни принять Тело и Кровь Господа. Причащаемся по милости Божией, а не по достоинству, но готовиться ко причастию необходимо ревностно, со страхом Божиим.

Подходят к Святой Чаше после исповеди и с благословения, строго натощак (с 2400 ничего не едят и не пьют). Грудные дети вкушают пищу как обычно, либо, по желанию родителей, малое ее количество. При этом к семи годам ребенок должен быть подготовлен причащаться натощак и прибывать на службе от начала до конца.

Отойдя от Святой Чаши, надо выпить теплоту и приложить все духовно-нравственные силы к сохранению Божественной благодати.

5
Таинство Венчания
Венчание – Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).

Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на свадьбе в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Быт. 2, 24), «так что они уже не двое, но дона плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6).

Святой апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32).

Во образ союза Иисуса Христа с Церковью супруги (муж и жена) хранят взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.

Добрая христианская семейная жизнь – источник личного и общественного блага. Семья – основа Церкви Христовой.

В брак вступают не все; те, кто добровольно остается безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая является одним из величайших подвигов.

Таинство брака совершается посреди церкви перед аналоем, на котором находится Крест и Евангелие, и при этом сначала бывает обручение, а вслед за ним венчание. Обручение совершается так. Жених становится по правую сторону, а невеста – по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи как знаки супружеской любви, благословленной Господом. После молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и чтобы Он благословил их обручение, соединил и сохранил их в мире и единомыслии, священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения. Жених и невеста принимают эти кольца как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. За обручением следует венчание. При этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него свою небесную благодать. Как видимы знак этой благодати, он возлагает на них венцы, а потом трижды благословляет их, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!» В читаемом послании апостола Павла говорится о важности Таинства Брака и о взаимных обязанностях мужа и жены, а в Евангелии – о присутствии Самого Господа на браке в городе Кане. Сочетающиеся браком пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, разделяя вместе радость и горе. Троекратное же хождение их за священником вокруг аналоя служит знаком духовной радости и торжества.

В нашем храме святых апостолов Петра и Павла венчание назначается после собеседования жениха и невесты со священником.

Совершается таинство венчания после гражданской регистрации или в тот же день.

Ниже перечислены некоторые условия к венчанию.

Жених и невеста должны:

  • быть крещены в православной церкви.
  • иметь свободное, обоюдное желание к совершению венчания (без принуждений с одной стороны)
  • не иметь какой-либо степени кровного родства
  • не иметь болезней, препятствующих вступлению в брак
  • не крестить одного младенца в качестве восприемников (крестных)
  • в день венчания (или, в крайнем случае, накануне) приступить к святым таинствам Исповеди и Причастия на литургии, то есть исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин
Для чина венчания необходимо иметь следующее:

  • 2 обручальных кольца (золотых), которые отдаются в алтарь для возложения на святой Престол
  • 2 венчальные свечи, которые также вместе с кольцами отдаются в алтарь. Свечи могут быть особые, декорированные или простые. Но надо учитывать, что слишком вычурно декорированные венчальные свечи проливают на руки, платья, костюм и т.д. воск или парафин. Свечи остаются в доме венчающихся навсегда.
  • 2 иконы – Спасителя и Божией Матери. После венчания с этих образов начинается домашний иконостас малой Церкви семьи. Они освящаются возложением на Престол в алтаре.
  • Практически в чине венчания используется белое полотенце, как символ чистоты и непорочности, на которое встают брачующиеся. Его также приносят с собой.
  • Внешний вид должен соответствовать торжественности момента и у жениха и у невесты, причем последней лучше избежать слишком открытого платья. Нательные крестики обязательно должны быть надеты. Фата или головной убор невесты должны быть такими, чтобы венцы свободно надевались на голову и удерживались. На венчании могут присутствовать свидетели-помощники на случай неудобства или неловкости во время чина. Они должны быть сами православными и по внешнему виду соответствовать брачующимся.
  • Кино- и фотосъемка возможны, но с предварительным инструктажем операторов.
На собеседовании жениха и невесты со священником предъявляются паспорта, документы о разводе (если до этого был брак) и квитанция на государственную регистрацию.

Особое внимание необходимо уделить назначению даты государственной регистрации и венчания, так как не венчают в течении всех постов, Святок, Пасхальной недели, по субботам, вторникам и четвергам. Лучше всего венчание назначать на 12-14 часов дня.

В других храмах и приходах могут быть свои индивидуальные особенности и требования, на что каждый приход имеет полное право.

6
Таинство Священства
Священство – Таинство, в котором поставляемый (в епископа, или пресвитера, или диакона) через архиерейское рукоположение получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).
7
Таинство Елеосвящения (соборование)
Елеосвящение – Таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Таинство Елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.

Это Таинство ведет свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13).

Особенно подробно говорит об этом Таинстве апостол Иаков: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15)

Святые апостолы ничего не проповедовали сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь и внушил им Дух Святой. Апостол Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие. Которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» (Галл. 1, 11-12).

Елеосвящение над младенцами не совершается, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

Для совершения Таинства Елеосвящения собираются семь священников, хотя его может совершать и один священник. В блюде с пшеницей (рисом) помещается небольшой сосуд с елеем как знак милости Божией, а к елею прибавляется красное вино в подражание «милосердному самарянину» и в напоминание пролитой на Кресте крови Христовой. Вокруг сосуда ставятся зажженные свечи. Всем присутствующим также раздаются свечи. После молитвы об освящении елея и о том, чтобы он по благодати Божией послужил больному во исцеление немощей душевных и телесных, читаются семь избранных мест из книг апостольских и семь евангельских повествований. После прочтения каждого Евангелия священник крестообразно помазывает у больного чело, щеки, грудь, руки, произнося в то же время молитву к Господу, чтобы Он, как врач душ и телес, исцелил своего больного раба или рабу Свою от телесной и душевной немощи. После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и возлагает его (как бы исцеляющую руку Самого Спасителя) на голову болящего и при этом молит Господа о прощении всех его грехов. Затем больной целует Евангелие и крест, и этим оканчивается совершение Таинства Елеосвящения.